ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ    

                                                                                                                                                                                                                                         

30 марта 2015 года

ПЛАН РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО ЦЕНТРА

«НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

    «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу» - сказал В. В. Путин на заседании Совета при Президенте по науке и образованию 23.04.2014.
    Для «прорыва» в данном направлении могут быть использованы различные  инструменты, включая совершенно новые нетрадиционные подходы к решению этих проблем. Например, создание новых структур, которые должны быть созданы за рамками органов исполнительной и законодательной власти, но  с  их участием.    
    С другой стороны, эти структуры должны опираться на партийные организации России, укрепившиеся в последнее время крупные общественные организации, такие как: Народный фронт, Общественные палаты, различные ассоциации и союзы по направлениям деятельности, общественные, а также коммерческие и некоммерческие организации. Такая структура должна стремиться иметь свои подразделения на территории всех субъектов РФ, представлять интересы всего общества в России. Такой проект должен иметь статус социально-значимого проекта, а также представлять интересы российского общества за рубежом.
    К достижению данной цели можно продвигаться различными путями: можно все начать создавать с самого нуля, но тогда будет утеряно время на старте проекта и понадобятся значительные объемы финансовых ресурсов. Можно пойти и другим путем. В Российской Федерации есть организаций, которые по своим параметрам вполне соответствуют целям и задачам, декларированным В. В. Путиным. Кроме этого такие компании уже имеют опыт плодотворного общения с государственными и общественными структурами РФ, без участия которых решить крупные народнохозяйственные задачи затруднительно.
    Одной из таких структур, которая имеет такой опыт, является «Парламентский центр «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» (ПЦ «НТИС»). Центр создан еще в 2001 году Председателем Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям» Государственной думы Совета Федерации России Маслюковым Ю. Д.
     В Уставе ПЦ «НТИС» указано, что«Центр создан с целью предоставления услуг в области регулирования отношений в сфере создания и использования новой техники, наукоемких технологий и охране интеллектуальной собственности» (п.п.1.1. Устава).
  Кроме того, в Уставе зафиксировано, что «Центр создан с целью совершенствования государственной и региональной политики в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, новой техники и наукоемких технологий в интересах эффективного решения проблем научно-технического и технологического обеспечения интенсивного развития отраслей экономики, природоохранной деятельности и других направлений экономической и социальной проблематики» (2.1. Устава).
    Согласно Уставу «Центр осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом.
Центр может создавать филиалы и представительства в Российской Федерации и за рубежом, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании утвержденных положений о них» (п.п. 1.7.Устава).
Работа ПЦ «НТИС» по созданию филиалов началась, например, создан филиал в наукограде Жуковском. В этом городе ПЦ «НТИС» неоднократно участвовал в организации проведения авиасалона МАКС.
    Планируется работа Центра в России и за рубежом, для чего Уставом предусмотрена «Подготовка предложений и заключений по проектам международных договоров, межведомственных и межрегиональных соглашений в области правовой охраны, вовлечения в хозяйственный оборот и использования объектов интеллектуальной собственности, новой техники и наукоемких технологий по вопросам, относящимся к компетенции Центра, по Поручениям Администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, законодательных собраний и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 2.3.4. Устава).
     В соответствии с Уставом и Положением о наблюдательном совете в ПЦ «НТИС» имеются следующие органы контроля и управления  Парламентским центром:
1. Общее собрание членов.
2. Наблюдательный совет.
3. Правление.
4. Дирекция.
5. Президент, Вице-президенты.
6. Председатель наблюдательного совета.
7. Генеральный директор.
    Для успешного старта по реализации поставленных В.В. Путиным задач по внедрению наукоемких технологий,  этой структуре требуется привлечение авторитетных и компетентных руководителей из законодательной и исполнительной ветвей власти.
    Необходимо участие в работе Наблюдательного совета ПЦ представителей профильных министров и председателей комитетов и комиссий Госдумы, Совета Федерации. Необходимо участие в работе ПЦ представителей Военно-промышленной Комиссии  при Правительстве РФ, Государственной Корпорации «Росатом», Государственной Корпорации «Ростехнология», Агентства Стратегических Инициатив (АСИ), Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического Развития (ФГАУ «РФТР»), Фонда «ВЭБ – Инновации», Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Международного Фонда сотрудничества и партнёрства Чёрного Моря и Каспийского Моря, банковских структур.
    В таком составе Парламентский центр сможет решить задачу по прорыву высоких технологий в производственную базу России, финансированию трансферта высоких технологий в  народного хозяйства, создания высокоэффективных производств двойного и гражданского назначения, выпускающих импортозамещающую продукцию.
 Парламентский центр должен заключить с руководством Совета Федерации, Госдумой, Администрацией Президента, Правительством РФ соглашения о сотрудничестве.
Надо разработать и согласовать с руководством данных организаций проекты постановлений по сотрудничеству ПЦ.
Аналогичные структуры надо создать во всех субъектах России на тех же принципах.
     До настоящего времени ПЦ «НТИС» в основном выполнял экспертные функции по различным структурным направлениям. Однако в настоящее время требуется не только проведение экспертной оценке проекта, но и его внедрение в производство. Поэтому целесообразно идти по пути формирования в структуре ПЦ Департаментов по направлениям деятельности, а экспертные советы должны находиться в их составе.
     Такая работа нами уже начата. Начинаем формировать Топливно-энергетический департамент, по Финансово-кредитным организациям и инвестициям, по Внешнеэкономической деятельности.
      Возможно, нужны департаменты по Промышленным предприятиям и науки, по Предприятиям ОПК, по Металлургическим предприятиям, по Транспорту, по Здравоохранению, по Предприятиям связи и информационным технологиям, По Экологии, по Сельскохозяйственным предприятиям и глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, по Лесопромышленному комплексу и глубокой переработке сырья, по Жилищно-коммунальному комплексу и строительству.
     Для получения результата, внедрения наукоемких технологий мы должны иметь самое главное -  механизм этого внедрения.
     Рассмотрим процесс работы с новыми проектами:
1.  Получение проектов, их экспертиза и отбор.
Здесь важны критерии отбора, значимость проекта, актуальность, окупаемость, стоимость и тд. Все это важно, но технически возможно, эксперты имеются.
2.  Внедрение.
Здесь важно финансирование проектов. Финансирование проектов за счет бюджетных средств, прошедших экспертизу, может на территориях Субъектов РФ осуществляться членами Наблюдательного совета ПЦ, такими как: Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического Развития (ФГАУ «РФТР»), Фонд «ВЭБ – Инновации», Государственный Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Международный Фонд сотрудничества и партнёрства Чёрного Моря и Каспийского Моря (МФЧМКМ), уполномоченные  банки и др.
      Такое финансирование может осуществляться на основании соглашений о стратегическом партнёрстве ПЦ «НТИС» с этими членами Наблюдательного совета ПЦ.
     Возможно, необходимы и другие механизмы привлечения инвестиций. Например, активная работа ПЦ с коммерческими банками по кредитованию проектов, частными инвесторами и тд.
     Итак, опираясь на нереализованный в полной мере потенциал российского общества, надо создать структуру, которая обеспечит « прорыв», о котором говорил Президент В. В. Путин.
 
Председатель Правления ПЦ "НТИС"                                 Т.В. Добрынина
Исполнительный директор ПЦ "НТИС"                              А.В. Моргунов
 
 
 
16 апреля 2015 года
 

ЛЕОНТЬЕВ Б.Б

д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, Генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО «СОИС»), зам. председателя Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, эксперт WIPO,эксперт НЦПИ при Минюсте РФ, эксперт Фонда «Сколково» info@sois.ru

СЕВОСТЬЯНОВ В.Л.

кандидат технических наук, Ученый секретарь некоммерческого партнерства, экспертов Федерального Собрания Российской Федерации Парламентский Центр «Наукоёмкие технологии, интеллектуальная собственность», г. Москва. valery.sewostyanov@yandex.ru

Тезисы доклада

«Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность является основным нормативным и системообразующим фундаментом в современной инновационной экономике и экономике знаний. Она определяет содержание результатов, продуктов и технологий научно-технической, инновационной, промышленной, художественной и торговой сфер деятельности. В структуре совокупного капитала любого современного предприятия или организации интеллектуальный капитал имеет системообразующую функцию, то есть, определяет эффективность и качество всех основных технологий, продуктов, товаров и услуг.

Перспектива развития российских предприятий, их инвестиционная привлекательность и стабильный рост основных показателей зависят от меры и качества используемых интеллектуальных ресурсов. Как важнейшая экономическая категория интеллектуальный капитал состоит из человеческого капитала и интеллектуальной собственности, то есть, неотчуждаемых и отчуждаемых от персонала знаний и прав на них.

Разнообразие видов и форм интеллектуальной собственности и других интеллектуальных ресурсов и их сочетаний большое множество. Их следует подробно нормативно описывать и скрупулезно регулировать извне, чтобы не создавать дополнительных препятствий и новых коррупционных схем в живом творческом взаимодействии организаций и их руководителей и персонала.

В связи с вышесказанным, Государственную стратегию интеллектуальной собственности, по нашему мнению, целесообразно выстраивать как систему стимулирования деятельности участников самых разных процессов создания и эффективного использования наиболее ценных объектов интеллектуальной собственности.

На этом пути есть множество рисков. Например, выстраивать стратегию стимулирования инноваций без основательного учета интеллектуальной собственности, значит стимулировать воспроизводство либо контрафакта, либо общеизвестных технологий, товаров и услуг без всяких перспектив на развитие. Такое стимулирование малоэффективно, ввиду того, что оно поддерживает любое творчество, которое само по себе недостаточно организовано и страдает множеством мелких разрозненных и противоречивых идей, не способных развивать наиболее перспективные отрасли промышленности. Неразборчивость в инновационных идеях и содержащейся в них интеллектуальной собственности, как минимум, не стимулирует развитие российской промышленности и освоение новых ниш на мировом рынке, где во многом уже сложилось международное разделение труда. Поэтому стимулирование любых инноваций автоматически встраивает Россию в уже сложившийся мировой рынок в качестве вспомогательного дополнения к инновациям экономических лидеров, таких как США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Канада, Южная Корея и других.

Россия является одной из редких стран с мощнейшим потенциалом ученых в сфере фундаментальных наук, представленных Российской Академией Наук. Этот потенциал, также как и потенциал многих российских предприятий и организаций используется явно недостаточно, ввиду слабого учета и стимулирования работ с интеллектуальной собственностью.

Разработка Государственной стратегии интеллектуальной собственности ориентирована на стимулирование нового этапа развития отечественной экономики. В основу всего должны быть положены принципы системности, прозрачности и эффективности использования интеллектуальной собственности. Основными механизмами этой стратегии, по нашему мнению, должны быть:

- стимулирование деятельности Российской Академии Наук (РАН) и других научных организаций относительно поиска и установления приоритетов научных открытий, прежде всего, в сфере фундаментальных наук;

- стимулирование процесса ускоренного превращения научных открытий в многочисленные патенты, сопровождаемые ноу-хау и составляющие основу новейших технологий, обеспечивающих российский приоритет на мировом рынке товаров и услуг, в том числе, и на рынке вооружений;

- стимулирование процесса превращения охраноспособных технологий в новые рабочие места, новые товары и услуги и вновь решенные экологические проблемы во всех российских регионах, в ведущих отраслях российской экономики;

- стимулирование создания новых организаций, способных содействовать ускоренному воспроизводству научных открытий, наиболее ценных патентов, ноу-хау и технологий, новых рабочих мест, новых товаров и услуг, решенных экологических проблем;

- обеспечение обязательной бюджетной поддержки всем успешным участникам, показавшим реальные результаты научно-технической, инновационной и производственно-коммерческой деятельности.

Важнейшими индикаторами, по которым должны стимулироваться участники основных этапов создания и использования инноваций, по нашему мнению, должны быть:

- новые рабочие места;

- новые товары и услуги;

- решенные экологические проблемы.

Их измерение и контроль полученных показателей должны обеспечиваться экспертным сообществом и специализированными экспертными организациями. Именно эти индикаторы показывают объемы и качество используемой интеллектуальной собственности. И они же в значительной мере определяют рост ВВП и темпы его прироста. При этом на первых этапах реализации стратегии, до начала масштабной перестройки всей экономики, важно сохранить систему госзаказа в ведущих отраслях экономики. Важно постепенно перестраивать отраслевые предприятия и организации под основные индикаторы, стимулируемые из бюджетных средств.

Основной целью Государственной стратегии интеллектуальной собственности должно стать, по мнению авторов, активизация наиболее способной части населения, госчиновников и предпринимателей на рост основных показателей российской экономики. Это важно обеспечить на всех рабочих местах и во всех организациях, способных внести свою полезную лепту в единый научно-технический, инновационный, промышленно-торговый и культурный прогресс. Однако, научно-технические инновации в новейших направлениях развития технологий и в новых нишах мирового рынка – это лишь часть развития российской инновационной экономики.

Вторая часть должна быть связана с воспроизводством объектов интеллектуальной собственности российского бизнеса в сфере творческих индустрий, основанных на авторских и смежных правах. Должны быть включены в новую российскую экономику такие сферы, как киноиндустрия, театр, литература, изобразительное искусство, народное творчество. Выявление и поддержка талантов здесь также должны иметь бюджетную поддержку наряду с поддержкой со стороны частного бизнеса.

Выстраивать обе эти сферы воспроизводства и эффективного использования интеллектуальной собственности следует с учетом прямой поддержки государства и со стороны частного капитала, не забывая о безопасности страны и возможных потерях интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов, которые возможны при избыточной коррупционной составляющей.

Бюджетная поддержка авторов и правообладателей интеллектуальной собственности и наиболее активных участников, действующая в течение многих лет, сможет принципиально изменить содержание российской экономики и вывести её в число самых быстро растущих, перспективных и наиболее привлекательных для мировых талантов.

 

29.04.2015

ПРОЕКТ ДОГОВОРА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ № 62/1

г. Москва                                                                                                          «07» апреля 2015 г.

Московская область, в лице Губернатора Воробьева Андрея Юрьевича, действующего на основании Устава, с  одной стороны (Сторона 1), и  некоммерческая организация «Парламентский центр  «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность», далее  ПЦ «НТИС»,  в лице Генерального директора Добрыниной Татьяны Владимировны, действующей на основании Устава, с другой стороны (Сторона 2) именуемые при совместном упоминании «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Стороны считают, что их научно-производственные, интеллектуальные, финансовые и организационно-правовые возможности позволяют им решать вопросы по привлечению наукоемких разработок и их внедрению в различных отраслях промышленности, ЖКХ, сельского хозяйства с целью создания высокоэффективных  производств на территории Московской области.

1.2. Стороны признают, что при осуществлении сотрудничества, взаимоотношения Сторон будут строиться на основе равенства, честного партнерства, учета взаимных интересов в режиме благоприятствования инициативам Сторон. 

1.3. Согласно  настоящему  Договору  Стороны   обязуются     соединить     свои возможности и совместно действовать без образования юридического лица.

1.4. Стороны принимают на себя обязательства осуществлять сотрудничество попроведению семинаров и конференций, круглых столов, симпозиумов, выставок, презентаций по предмету Договора.

1.5. Стороны принимают на себя обязательства проводить общественные слушания и создавать экспертные сообщества по направлениям совместного сотрудничества.

 2. ПРАВА И ОБЯЗАНОСТИ СТОРОН 

2.1. Стороны обязуются:

2.1.1.  Изучать российские и зарубежные научно-технические материалы по предмету Договора, и предоставлять партнеру соответствующую информацию.

2.1.2. Информировать партнера о деловых предложениях российских и зарубежных организаций и фирм, оказывать содействие в организации соответствующих обсуждений.

2.1.3.  Разрабатываемые совместныепроекты, не могут быть использованы одной Стороной без согласия другой Стороны.

2.2. Сторона 1 обязуется: 

2.2.1. Принимать участие в работе ПЦ «НТИС». 

2.2.2. Содействовать в реализации проектов после их обсуждения и утверждения Сторонами.

2.2.3. Участвовать в обсуждении экспертных оценок проектов с целью привлечения инвестиций.

2.3. Сторона 2 обязуется: 

2.3.1. Обеспечить участие представителей исполнительной и законодательной власти Московской области в работе ПЦ «НТИС», в первую очередь в Наблюдательном совете и его Департаментах.

2.3.2. В соответствии с утвержденным Планом развития ПЦ «НТИС» обеспечить всенародное участие в программе внедрения наукоемких технологий за счет сотрудничества с политическими партиями, Торгово-промышленными палатами, с Общественными советами, Народным фронтом, ассоциациями и союзами по направлениям деятельности, с творческими союзами и объединениями, а также с различными предприятиями и организациями.

2.3.3. Обеспечить участие молодежи, студентов Вузов России к разработке наукоемких технологий и их внедрению на территории области, заключив соответствующие договора о сотрудничестве с ведущими Вузами России, молодежными организациями.

2.3.3. В рамках социально-экономической программы устойчивого развития региона и основных положений данного Договора оказывать полноценное содействие развитию инновационной экосистемы Московской области, с целью построения работающей цепочки технологического трансфера от идеи до внедрения, активному стимулированию сетевых взаимодействий между участниками инновационной экосистемы и активному развитию инновационных кластеров.

2.3.4. Оказать содействие в реализации Государственных программ Московской области. Проводить работу по внедрению наукоемких технологий в различных областях, в том числе:

- в сельском хозяйстве, включая повышение плодородия земли, урожайности. В том числе за счет внесения необходимого количества органических удобрений. Обеспечить производство органических удобрений на базе современных технологий за счет переработки отходов птицеводства и животноводства.

- обеспечить Московский регион овощной продукцией высокого качества круглогодично, выращенной на территории региона. Построить крупное тепличное хозяйство площадью 30 га с использованием инновационных технологий. 

- создание новой продовольственной торговой сети для реализации произведенной продукции на территории области, а также для реализации продукции из других регионов России.

- в экологии, очистке сточных вод, газовых выбросов с использованием эффективных отечественных разработок.

- по созданию современных систем учета и контроля  потребляемых ресурсов (газ, электроэнергия, тепло, вода холодная и горячая), обеспечивающих отключение от ресурса в случае его неоплаты, без вызова бригады. На базе приборов учета отечественного и импортного производства со смарт-картой, либо с мобильной связью.

- внедрение «зеленых» технологий в строительстве, внедрение новых технологий позволяющих снижать себестоимость строительства жилья и общественных зданий, внедрение эффективных технологий в дорожном строительстве;

- внедрение на предприятиях области эффективных ресурсосберегающих технологий в ЖКХ, промышленности и транспорте.

- по обеспечению предприятий и организаций эффективными, безопасными для людей системами пожаротушения; 

- по созданию в различных областях реального сектора экономики эффективных импортозамещающих производств.